Говоря о рок-музыке, мы чаще всего представляем длинноволосых белых парней с гитарами (реже — бодрых японцев в ярких сценических образах). На Западе рок уже давно не форма протеста, а один из популярных музыкальных жанров, в рамках которого появилось невероятное многообразие направлений, нашедших благодатную почву для развития и свою армию поклонников. Однако в наше время есть страны, в которых рок-музыка еще только развивается и подвергается критике со стороны массовых слоев населения, а сами музыканты именно через музыку выражают протест против настроений общества, политического курса и т.д. - в общем, как на старом добром Западе в былые времена. И все вышесказанное относится к так называемому африканскому року.
Африка прочно ассоциируется у нас с джазом, блюзом и ритмичными мотивами под аккомпанемент народных барабанов, но что мы знаем об их рок-музыке?
Все начиналось с рок-н-ролла и джаз-рока, но постепенно музыка менялась согласно настроениям времени и общества. Сейчас небывалой популярностью в Африке пользуются тяжелые жанры: метал (в основном, именно такие его экстремальные поджанры как дум-, дэт-, и блэк-метал), хард-рок и т.д. Среди африканских музыкантов и поклонников музыки даже зародился свой уникальный стиль - так называемый стиль "черных ковбоев-металлистов", в котором этим самые металлисты в кожаных ковбойских шляпах соревнуются в брутальности образов и "тяжести" музыки.
Рок-движение начало развиваться в странах Африки в 80-90-х годах на фоне государственных преобразований. Долгое время в Африке царил режим апартеида, но в конце 1980-х на Западе начался бойкот многолетнего режима, что привело к смене политического курса на континенте и изменениям в социальной и государственной сфере. И на фоне разворачивающихся событий африканская молодежь, жаждущая выразить свой протест и негатив, не прибегая к насилию, нашла выход эмоциям через прогрессивную тяжелую музыку. И что, как не экстремальный метал, с его мощью и агрессией, подходит для подобного лучше всего? Впрочем, зарождение рок-музыки произошло еще в 70-х годах в ЮАР, и с самого начала подвергалась притеснению со стороны правительства. В коллективах играли как чернокожие, так и белые музыканты, а жанровое многообразие включало музыку от рок-н-ролла до прото-метала.
В конце 1990-х на африканских металлистов стали обращать внимание и на Западе. Две группы из ЮАР, Voice of Destruction и Groinchurn, подписали контракт с немецким лейблом, а в Европе начали выпускаться сборники песен африканских метал-групп Постепенно музыка распространялась по континенту, являя поклонникам новые имена и коллективы. Популярность приобрели музыканты из Анголы (Neblina), Кении (Rock of Age), Мадагаскара (Sasamaso). По словам американского программиста Мэтта Коэна, уже 20 лет проживающего в ЮАР, принцип музыкальной сцены в стране устроен таким образом, что каждый вечер в клубах и барах выступают новые коллективы, каждый со своим звучанием и особенностями.
Впрочем, несмотря на то, что тяжелая музыка получила распространение из ЮАР, сейчас ее оплотом считают Ботсвану. И упомянутый стиль "черных ковбоев" зародился именно там.
Однако, несмотря на популярность тяжелой музыки среди музыкантов, широкие слои населения все еще относятся к ней с пренебрежением и непониманием, причем гораздо более сильным, чем на том же Западе в свое время. Религиозное население, оценивая группы по внешнему облику и агрессивности музыки, считает музыкантов чуть ли не сатанистами, а радиостанции отказываются транслировать музыку металлистов.
Сейчас музыка, по сути, остается на уровне андеграунда, однако лидеры местных рок-тусовок и музыкальные эксперты считают, что ситуация потихоньку начинает меняться. Канал CNN и журнал Vice посвятили свои материалы африканской рок-сцене, что благотворно сказалось на популярности таких коллективов как Wrust, In Oath, Vale of Amonition и способствовало интересу к африканскому року среди слушателей в странах Запада.
Следите за обновлениями на нашем портале - в следующей статье о рок-музыке в Африке мы расскажем о наиболее популярных течениях и коллективах африканской рок-сцены, от зарождения и до современности. И там определенно есть то, что стоит услышать и расширить свои музыкальные горизонты!