01.12.19

Iron Maiden и хэви-метал на синтезаторе

"Вы не можете играть хэви-метал с синтезаторами", - сказал Брюс Дикинсон польскому поклоннику в середине 80-х. Прошло совсем немного времени, прежде чем ему пришлось подавиться этими самоуверенными словами, когда Iron Maiden вступили в новую фазу, начав использовать в своей музыке синтезаторы.

Для того десятилетия это было довольно спорным решением. Размытия границ между жанрами, случившегося в эпоху гранжа, еще не произошло, и многие люди считали, что синтезаторы практически запрещены законами хэви-метала. Так что легко понять, почему Дикинсон позволил себе высказываться так уверенно; но, возможно, есть и другая причина: Maiden экспериментировали с клавишными в самом начале пути, и этот эксперимент нельзя назвать удачным.

Тони Мур на короткое время присоединился к группе в 1977 году, но он отыграл только одно шоу в лондонском пабе, прежде чем покинуть Iron Maiden. "Я ушел не потому, что мне не нравились ребята или то, чем они занимались. Я ушел - потому что я не вписывался," - прокомментировал Мур в 2006 году.

Maiden потребовалось еще несколько лет, чтобы найти свой "голос", и этот голос оказался гибридом панка и металла. С появлением Дикинсона в 1981 году группа приобрела больший размах и продолжила развиваться по относительно ровному пути. Так было до тех пор, пока гитаристы Эдриан Смит и Дэйв Мюррей не взяли гитарные синтезаторы перед записью шестого альбома Somewhere in Time. Ультрасовременные устройства, вмонтированные в стойку, генерировали звуки из ритмов, полученных от гитар, предлагая широкий набор цифровых эффектов. От первого трека альбома Caught Somewhere in Time до песни Alexander the Great, с заметным исключением в виде Wasted Years, синтезаторы звучали громко и грандиозно.

Тем не менее, за несколько месяцев до завершения пластинки Дикинсон еще раз попытался отговорить группу от перехода на цифровые инструменты, заявив: "Этот альбом сильно отличается от других; это лучший со времен The Number of the Beast... Я не имею в виду, что это из-за драм-машин или синтезаторов, даже наоборот, так что использовать их мы не станем". Он добавил: "На этом альбоме так много чувства, так много места". Возможно, после этой фразы синтезаторы было решено оставить.

Эксперименты в Somewhere In Time были сочтены целесообразными, и Maiden решились совершить еще один прыжок веры. Вместо того, чтобы использовать гитарные синтезаторы для Seventh Son of a Seventh Son 1988 года, группа наняла клавишные синтезаторы. "Если бы Somewhere in Time был скульптурой, то у нее были бы глаза, руки, но она не была бы закончена. Понимаете, о чем я?" сказал Дикинсон в интервью 2013 года. "Но то, что вы услышите в Seventh Son - это совсем другое, оформленное звучание, все соединилось в одно целое".

С клавишами, добавляющими больше, чем просто фоновый шум - особенно громкие звуковые заявления клавишных можно услышать во вступлении к Moonchild - и группе, не желавшей автоматизировать свои концерты, пришлось ввести клавишника, через десять лет после единственной неудачной попытки. Бас-техник Стива Харриса, Майкл Кенни, и стал тем новым музыкантом, которого зрители увидели на сцене. "Поскольку у меня есть клавиатурный фон, а во время шоу Стив обычно не требует серьезной поддержки, он спросил, не хочу ли я к ним присоединиться, но при условии, что я выйду на сцену под псевдонимом "Граф", как меня тогда прозвали," - сказал Кенни в 2010 году.

Отмечая, что все это было очень не просто, он вспомнил, как один синтезатор сломался прямо перед шоу, и им пришлось срочно доставлять замену на самолете, что привело к безумной встройке инструмента в последнюю минуту перед началом концерта. В другой раз, по его словам, он чуть не упал со своей 20-футовой платформы. "Я решил, что лучше всего стоять прямо посередине, чтобы сохранить центр тяжести. Однажды ночью, во время концерта, я почувствовал себя немного более комфортно и сделал шаг вправо, и весь подъемник качнулся на несколько футов. У меня были клавиши по обе стороны от меня, и следующей вещью, которую я играл, был очень громкий, очень джазовый аккорд. После этого стоило бы проверить, не обмочился ли я тогда!"

С тех пор клавишные остаются частью звучания Maiden, как в студии, так и на сцене. "Я думаю, что некоторые были недовольны, но в правильном месте клавишные могут прийтись действительно ко двору", - сказал Маркус Гросскопф из Halloween, размышляя о совместных турах своей группы с Maiden в 80-х. "Они создали особое настроение. Слушайте гармонии и мелодии. Их музыка перенесет вас в другой мир, и это стиль Maiden и только их. Весь альбом полон замечательных моментов, великолепной игры на гитаре, невероятного вокала и потрясающих аранжировок. Это трогает тебя до глубины души, и нужно просто покориться".

Вы больше не увидите Кенни на сцене, хотя он остается частью живого шоу - где он не обязательно необходим на протяжении всего концерта. "Я только добавляю подыгрываю, где надо, когда меня попросят. В основном, клавишные поддерживают мелодию, которую играет Эдриан", - сказал он. "А басовая установка, на самом деле, имеет приоритет над клавишами; если что-то не звучит, я подправляю бас. У меня всегда есть запасные части наготове, поэтому это редко занимают много времени. Мне даже не приходится пропускать что-то из партии клавишных.

Что же касается Дикинсона - который в конце 80-х ругал фанатов, которым не нравились клавишные, говоря им "иди и слушай какое-нибудь другое дерьмо", - он, как известно, повторял свое "вы не можете играть хэви-метал с синтезаторами", но только в самоуничижительной манере, в комплекте с комическим тупым голосом. В конце концов, он - тот самый человек, который написал 18-минутную Empire of the Clouds для The Book of Souls после того, как выиграл пианино на благотворительном аукционе.