Сегодня интересная годовщина в истории метал-музыки. 41 год назад, 28 мая 1983 года, стартовал американский трехдневный музыкальный фестиваль в Калифорнии. Фестиваль был разножанровый, и один из дней был посвящен метал-музыке. По итогам мероприятия стало понятно, что метал уверенно выбивается в мэйнстрим, побеждая модную доселе новую волну. Как это было – читайте в нашей статье.
В начале 80-х в музыкальном мейнстриме наметился переворот. Царствовавшая ранее новая волна (new wave) вступила в конкуренцию с металом, настойчиво бомбардирующим музыкальные ландшафты. К 1983 году метал-революция была уже в самом разгаре, и подкрепляли ее все новые мощные релизы от групп вроде Iron Maiden, Def Leppard, Dio и Ozzy Osbourne. И решающая битва, установившая господство метала в мэнстриме, случилась именно на фестивале, организованном соучредителем Apple Стивом Возняком.
Опыт в организации фестивалей у Стива уже был. Годом ранее, в 1982, он уже делал один – тогда около 400 000 человек собрались в пыльном южно-калифорнийском городке, чтобы послушать группы вроде Grateful Dead и Talking Heads. В 1983 году Возняк использовал ту же площадку, чтобы призвать еще более громкие имена – Дэвид Боуи , U2, The Clash и Van Halen. На этот раз фестиваль поделили на три жанровых дня: День новой волны (28 мая), День металла (29 мая) и День рока (30 мая).
Хэдами New Wave Day были The Clash, а метал-дня – Van Halen. Причем гонорар вторых был в 2 раза больше: узнав об этом, Clash возмутились и даже хотели отказаться выступать. Правда, потом переобулись и выступили, причем с транспарантом “Clash не продаются”. Организаторы в ответ потроллили группу – вывели на экраны фотку чека на 500000$, который ребята получили за свое шоу. Мол, как это не продаются?
Приколы с гонорарами на этом не закончились. Van Halen, которым обещали миллион долларов за выступление, возмутились, почему это у Дэвида Боуи такое же вознаграждение. Ведь согласно контракту Van Halen, они должны были стать самыми высокооплачиваемыми артистами на этом фестивале. В итоге Стиву Возняку, который, видимо, думал схитрить, пришлось выложить еще 500 000 долларов сверху. С таким гонораром Van Halen даже попали в Книгу рекордов.
Открывали День метала Mötley Crüe – тогда они еще не были суперзвездами. Группа прибыла на вертолете, и фронтмен их, Винс Нил, был совсем не в форме: накачанный виски и колесами, он спал сидя всю дорогу. Но несмотря на это Crüe зажгли: их энергичный 45-минутный сет ясно дал понять, кто тут главный, а спустя 4 месяца их альбом "Shout At The Devil" стал платиновым.
Следующие участники Дня метала, Quiet Riot, вскоре после фестиваля впервые среди метал-групп заняли 1 место в чарте Billboard. С ажиотажем были встречены Оззи Осборн и Judas Priest, и к моменту выхода группы Triumph толпа уже разошлась не на шутку. Выступление Scorpions довело зрителей до полного безумия, а вишенкой на торте стали хэды Van Halen.
В итоге Метал день снискал намного большую популярность, чем День новой волны. Все метал-группы с фестиваля пустились в коммерческий рост, не оставляя никаких сомнений насчет главного направления в мэйнстриме. Как сказал Винс Нил, “Это был день, когда новая волна умерла и восторжествовал рок-н-ролл”.