22.03.21

Рок-группы против стриминговых платформ: куда уходят наши деньги?

Стриминговые сервисы - настоящий рай для меломана. За символические деньги вы получаете доступ почти ко всей музыке, когда-либо существовавшей на планете.

Но для артистов особого выхлопа от стриминга нет. На фоне смерти живой музыки от коронавируса, ситуация становится совсем печальной.

“Многие группы сейчас подрабатывают”, - говорит гитарист While She Sleeps Мэт Уэлш. “И не факт, что все из них потом вернутся в музыку. Стриминг – это невероятно, это отличая маркетинговая платформа для привлечения аудитории. Но он не дает стабильный доход.” Сами While She Sleeps признаются, что со стриминга получают “карманные деньги”.

While-She-Sleeps-October-2020-promo-2.jpg

Недовольство музыкантов гонорарами за стриминг – не новость. Еще в 2009 году, с запуском Spotify, стало ясно: эти выплаты и рядом не стояли с гонорарами за живые выступления. Многие артисты критиковали Spotify.

В эпоху ковида музыканты вообще не могут зарабатывать выступлениями. Соответственно, их жалобы усилились. Кое-где с ними даже стали считаться на государственном уровне. Например, в Британии провели соответствующее расследование.

Куда уходят деньги из общего банка стримингового сервиса? Из него получают свою долю: сам стриминговый сервис, лейбл артиста, музыкальный издатель и автор песен. Также вычитается НДС. И уже оставшееся доходит до самих музыкантов, в зависимости от их прослушиваемости.

Green-Day-September-2019-press-shot-red-jackets-red-wall.jpg

И если хайповым артистам, штампующим треки, вполне неплохо живется на этой системе, то рок-музыкантам, имеющим более узкую аудиторию, приходится несладко. Они и музыку-то выпускают реже, и она не настолько раскручена, как поп или хип-хоп.

Да, есть хайповые рок-группы вроде AC/DC, Linkin Park и Green Day. Но их не так уж много, и с попсой эти охваты все равно не сравнятся.

Тем не менее, многие рок-коллективы благодарны, что стриминг существует. Например, треки с последнего EP Bring Me The Horizon “Post Human: Survival Horror” даже попали в горячие плейлисты Спотифая, в которых обычно нет ничего тяжелого.


Пускай денег не так много, но новые слушатели – вот что ценно для рок-групп. Особенно для новых и андеграундных. Послушав музыку, люди могут захотеть себе мерч группы, повышается вероятность приобретения билетов на концерты в будущем.


Что предлагают изменить

На данный момент Спотифай работает так. Есть один общий банк, из которого доходы распределяются между всеми имеющимися на платформе артистами, согласно прослушиваниям. Что предлагают изменить, варианты:

  • Распределять доходы 50 на 50 между лейблом и артистом. А не 80 на 20, как есть сейчас.
  • Поднять цены на подписки, ведь они не менялись с самого начала. В отличие от какого-нибудь Нетфликса;
  • Перейти к платежам, ориентированным на пользователя.

А именно – чтобы средства от подписки конкретного слушателя шли только тем исполнителям, которых он реально слушает. А то получается, что, слушая блэк-метал хоть 24 часа в сутки, вы все равно какую-то копейку платите условному Джастину Биберу.

justin-bieber-happy-smiling-nov-2015-billboard-650-compressed.jpg

Подход, ориентированный на пользователя, кажется самым справедливым по отношению ко всем представителям музыкальной индустрии. Многие стриминговые платформы уже готовы его тестить. Например, SoundCloud. А вот Deezer уже несколько лет пытается так сделать, но сложно прийти к договоренности со всеми лейблами.

Надеемся, что из этой идеи что-нибудь получится, и альтернативные исполнители тоже смогут получить свою выгоду.