В начале 1980-х несколько членов будущей группы Tool переехали в Лос-Анджелес, вокалист и фронтмен, Мейнард Джеймс Кинан, окончивший художественную школу, нашел себе работу дизайнера в зоомагазине, будущий барабанщик , Дэнни Кэрри, уже играл в таких группах, как Wild Blue Yonder, Green Jellÿ и Pigmy Love Circus, и даже выступал с Кэрол Кинг. Басист Пол Д`Амур и гитарист Адам Джонс хотели пробовать себя в киноиндустрии. В 1989 году Джонс и Кинан познакомились, и, когда Мейнард показал Адаму одну из своих старых записей, вокал Джеймса настолько поразил Адама, что тот уговорил Кинана на создание музыкальной группы. Вместе они импровизировали и искали себе барабанщика и бас-гитариста. Дэнни Кэрри, как оказалось, жил всего на этаж выше Адама, но познакомились они только благодаря старому другу, Тому Морелло, с которым они вместе ранее играли в одной группе. Изначально, Кэрри присоединился к группе из жалости – кроме него никто и не приходил. Чуть позже у группы появился и бас-гитарист, его тоже нашел Джонс через ещё одного своего давнего друга.
Вообще, исторически у группы есть два объяснения, почему было выбрано именно такое название. Сначала музыканты выдумали историю о том, что псевдонаука под названием «Лакримология» не только послужила созданию группы, но и рассматривалась в качестве «источника вдохновения» для её названия. Однако позже Кинан рассказал о другой интерпретации названия: «Tool — это именно то, что имеется в виду: это — большой член. Это — гаечный ключ… мы — … ваш инструмент; используйте нас, в качестве катализатора, независимо от того, что вы ищете или чего пытаетесь достичь». После первых двух лет выступлений и практики, группа решила обратиться к звукозаписывающим студиям и в конечном итоге заключила контракт с Zoo Entertainment.
Результатом этого сотрудничества стал мини-альбом Opiate, выпущенный в 1992 году. Сами музыканты охарактеризовали этот альбом как «ударный и взрывной».
Видеоклип на одну из песен альбома, Hush, был отражением отношения музыкантов к Parents Music Resource Center, которые выступали за цензурирование музыки. Свой протест музыканты выразили снявшись голыми с заклеенными ртами и стикерами Parental Advisory , прикрывающими гениталии. Опыт лайв-выступлений группа приобрела гастролируя с такими мастодонтами, как Rage Against The Machine и Rollins Band. Так же, благодаря этим лайвам, положительный отзыв оставил журнал RIP Magazine, назвав появление Tool в сентябре 1992 года «шумным и хорошим началом».
17 сентября 1996 года вышел второй полноценный альбом Tool «Ænima», на момент 2003 года получивший статус платинового трижды. Альбом посвящён умершему двумя годами ранее сатирику Биллу Хиксу, с которым Tool разделяли общие взгляды на некоторые вещи. Этим альбомом они хотели донести его идеи до более широкой аудитории. Например, обложка альбома была отсылкой к скетч-альбому сатирика, в котором он рассматривает вариант, Где Тихий Океан смывает Лос-Анджелес. Несмотря на падение популярности альтернативного рока в США в середине 90-х годов, альбом ждал огромный коммерческий успех, именно благодаря этому альбому Tool оказались во главе альтернативного металла. Дела группы омрачились судебными тяжбами: лейбл Volcano Entertainment, на который были подписаны Tool после того, как Zoo Entertainment перестали существовать, расторгнул контракт с группой и подал на них в суд. Суть иска от Volcano была в том, что Tool, вопреки письменным договоренностям, начала рассматривать предложения от других лейблов. Группа подала ответный иск, обвинив Volcano в отказе от выполнения части обязательств. Стороны решили этот вопрос во внесудебном порядке, а в 1998 году был подписан контракт на ещё три студийных альбома.
В 1999 году Кинан присоединяется к супергруппе A Perfect Circle, основанной гитарным техником Tool – Билли Хаурделом, в это же время Джонсон становится сессионным участником Melvins, а Кэрри начинает работать с Джелло Биафра, из-за этого нчали активно распространяться слухи о распаде группы. Однако же выпущенный в 2000-ом году бокс-сет «Salival» опроверг все домыслы.
В следующем году группа анонсирует новый полноценный альбом под названием «Systema Encéphale». Чуть позже, на некоторые файлообменники были залиты поддельные трэки с названиями композиций с нового альбома, что группа резко осудила, заявив что файлообменники усложняют жизнь музыкантам потому что артистам просто нужен успех в продажах чтобы продолжать творить . Через неделю выходит альбом под названием Lateralus. Как выяснилось, название «Systema Encéphale» было не более, чем уловкой. Критики приняли Lateralus очень тепло, хотя и звучали замечания, что длинные и сложные композиции могут оказаться тяжелыми для восприятия слушателями. Альбом достиг первого места в чарте Billboard 200 вскоре после релиза.
2 мая 2006 года выходит альбом «10000 Days». Альбом был принят критиками не так тепло, как предыдущий, но тем не менее так же занял первое место в Billboard 200 обогнав одноименный альбом Pearl Jam. Песня «Vicarious» была номинирована на премию «Лучшее хард-рок исполнение», а альбом 10,000 Days выиграл премию Грэмми за лучшее оформление альбома.
30 августа 2019 года, после 13-ти летнего перерыва выходит пятый полноценный альбом «Fear Inoculum», и публика разделилась на два лагеря. Одним альбом очень понравился, а другим – совсем нет. Критики встретили альбом очень тепло, хотя и отметили, что композиции на нем будут ещё более сложными для восприятия с первого раза, чем предыдущий альбом, даже искушенным слушателям, (в основном из-за длинны этих самых композиций), и посчитали, что как сингл стоило вынести композицию «7empest» вместо заглавной «Fear Inoculum».
Стоит отметить, что оценивать музыку Tool с точки зрения исполнения, соответствия неким академическим стандартам – не совсем корректно, гораздо важнее будут те чувства и эмоции, которые вызывает в Вас Джеймс Мейнард Кинан. Сочетание действительно тяжелых, сложных инструментальных частей с голосом вокалиста и необычной манерой исполнения рождает самобытное, любимое многими звучание Tool, в котором личное переплетается с остросоциальным подтекстом и многочисленными призывами к чему-то лучшему. Как бы вы не относились к арт и прогрессив металлу, стоит дать этим музыкантам шанс найти место в вашем плейлисте.